Как Марина Абрамович сделала красный символом стойкости 

Рассказываем о платье художницы на перформансе «В присутствии художника» в 2010 году и значении цвета в ее жизни 

Марину Абрамович называют бабушкой перформанса — природу человека через этот вид искусства она исследует уже больше полувека. Едва ей исполнилось 18, еще будучи студенткой Университета искусств в Белграде, Абрамович задала себе тему на долгие годы вперед — каждый ее проект подразумевал изучение собственной выносливости через взаимодействие с аудиторией. Так, ее раздевали догола, резали, кололи и даже приставляли к голове пистолет, а во многих перформансах главным ее инструментом служило собственное тело — обнаженное. Когда же проект предполагал наличие одежды, это всегда было продолжение идеи, особенно цвет наряда — лишних деталей у Абрамович просто не бывает.

«У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твое искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение», — Абрамович своим собственным примером эту теорию подтвердила. Недолюбленность родителями — то, что остается с нами на всю жизнь и оказывает на нас влияние даже в зрелом возрасте. Ее родители делали карьеру, и она с детства была делегирована бабушке, которая и стала главным человеком в ее жизни. 

С бабушкой Абрамович это место впоследствии разделил Франк Уве Лайсипен, или Улай — немецкий художник и возлюбленный Абрамович, задавший новую веху в ее творчестве. С 1976 по 1988-й они творили вместе, сплетая волосы друг друга, вдыхая воздух друг друга, проверяя влияние окружающих на их отношения и доверие между собой. Даже их брак должен был начаться с перформанса — по задумке они шли друг другу навстречу с разных концов Великой Китайской стены. Для этого каждый из них преодолел две с половиной тысячи километров, но после их пути разошлись — во время путешествия в Китай Улай начал роман со своей переводчицей, и к прибытию она уже ждала ребенка. Абрамович позже признавалась, что эти обстоятельства лишили ее уверенности в себе. И действенным способом обрести ее вновь послужила мода.

Рассказываем о танце «Серпантин», в котором костюм не менее важен, чем движения

Как Марина Абрамович сделала красный символом стойкости 

«Радикальная активистка, очень жесткая. Никакого макияжа, сплошная духовность. Но потом пришел момент, когда мне захотелось поиграть, сделать собственную жизнь зрелищной и получить удовольствие. Я подумала: почему бы и нет?» — так в ее жизни появились Yohji Yamamoto и Givenchy времен Риккардо Тиши. И именно этот период ознаменовал появление цвета в ее творчестве. Со времен разрыва с Улаем ее главным перформансом стал «В присутствии художника», впервые состоявшийся в Нью-Йоркском музее современного искусства в 2010 году. Марина находилась за столом, а напротив мог сесть любой желающий и установить с ней зрительный контакт. Проект длился всю весну, и для него она сама создала три длинных трикотажных платья с высоким воротом: синее, красное и белое. Мартовское, синее, обозначало спокойствие, красное должно было придать жизненные силы, а белое — очистить. Особое значение приобрело апрельское платье ярко-алого цвета.

Читать также:  Эмили Ратаковски и Рианна подтверждают: этой весной вам нужна верхняя одежда с анималистичным принтом

Как Марина Абрамович сделала красный символом стойкости 

В красном она вышла на последнюю встречу с Улаем в Китае, багрово-красной кровью покрывалось ее тело на перформансах, в том числе на «Ритм 54», где зрители могли воспользоваться любым из предложенных предметов, среди которых были и острые. Красный цвет для Абрамович с детства играл особую роль — даже заболев, она надевает красную пижаму и стелет красное постельное белье. Для нее красный — это источник силы, энергия, которая передается при контакте с одеждой и тканями. Красное платье она в итоге надела и в первый день перформанса. Энергия, как выяснилось, в тот день была ей нужна больше, чем когда-либо — на премьеру пришел и Улай, которого она не видела много лет.

В русском языке этот цвет связан с самим понятием красоты: «красный» — «красивый». Принято восхищаться женщинами в красном, надевать его, чтобы привлечь к себе внимание и почувствовать себя уверенными, почти неуязвимыми. А еще красный символизирует любовь — не просто так Абрамович надела красный на поход по Великой Китайской стене и, кажется, не случайно интуитивно надела красное «апрельское» платье в первый день перформанса в марте. В прошлом году в красном Юлия Навальная поддерживала мужа Алексея Навального в суде, когда условный срок ему заменили на реальный. И это еще один эпизод, показавший, как цвет стал ярчайшим символом стойкости и силы.

Как Марина Абрамович сделала красный символом стойкости